Mildegard.ru

Книги

Музыка для монстров

Иллюстрация к научно-фантастическому рассказу "Приманка для души"

Дриада в университете. Иллюстрация к книге Окштейна Бальгара "Осколки чего-то красивого". Художник: Мильдегард

Приглашенная

Хроники Небесной Цитадели

 

Отзывы читателей о книгах Бальгара

 

"Осколки чего-то красивого", отзывы:

1. http://bookmix.ru/review.phtml?rid=61118#review

В эту книгу я влюбилась с тех пор, как увидела обложку (скрипач, играющий для монстров, притаившихся в ночном лесу). Не знаю, каким невероятным образом, но она, не относясь напрямую к сюжету какой-либо из сказок книги, говорит о произведении все...

Главный персонаж книги – Бальгар, 18-летний парень, который учится на биолога, а в свободное время зарабатывает на жизнь репетиторством. Так сложилось, что он давно живет отдельно от родителей, и, ясное дело, в жизни ему приходилось несладко.

Но дневник его позитивен в высшей мере. Самое обыденное событие он легко превращает в сказку, фэнтезийный или фантастический рассказ.

В мире нет скучных вещей... Я состряпал этот мир из всякой ерунды, которую видел в киоске. «Марс», кетчуп, пиво...

...И вот уже мы оказываемся в марсианской колонии и бредем вместе с персонажем рассказа по дороге, размокшей от дождя, и грязь, в которую превратился марсианский грунт, - красная, как кетчуп, и липнет к ботинкам...

Размышления на тему аномального обострения нюха у голодного студента...

Я первый раз в жизни заметил и осознал, как удивительно пахнут свежие нарезанные и натертые овощи! А такого обострения нюха я вообще не понял! Как? Отчего и почему?..

«Запахи... это удивительнейшая вещь! Я хотел бы на часок стать собакой... нет, волком! Чтобы пробежаться по лесу, вдохнуть его воздух полной грудью...» - подумал я, и вдруг – щелк – и открылось Замирье...

...И мы читаем историю про девочку-оборотня, за жизнь которой боролся деревенский лекарь... Историю, полную шорохов и запахов, ведомых лишь волку...

Я никогда не верил в сказки, даже когда был совсем маленьким. Видимо, розовых очков мне в детстве не досталось или я разбил их по неосторожности.

...И перед нами возникает жутковатый фантастический мир, в который переселились земляне. Все люди здесь носят розовые очки, приклеенные к коже, чтобы не видеть, как мир выглядит на самом деле. Мальчик, путешествуя с родителями в поезде, попадает в катастрофу, лишается очков и, прежде чем потерять сознание, видит все как есть...

Каждая история, даже самая маленькая, оказывается не просто виртуозной игрой слов, а произведением с собственной душой, идеей, смыслом.

Бальгар говорит о Замирье – месте, где живут все идеи, и даже рассказывает, как туда попасть: ключи к дверям этого мира лежат всюду. Они в чужой улыбке, в бабочке-совке, бьющейся в стекло маршрутки, в капле дождя, на витрине киоска, в облаках, на земле, в тебе самом... нужно только быть чутким и уметь их собирать. Вся книга – прямо-таки руководство по поиску вдохновения, причем не только для писательского творчества, а для жизни вообще: можно жить творчески и не будучи писателем.

Прочитав дневник Бальгара, полный магии жизни и сказок, начинаешь смотреть на мир иначе, видеть и чувствовать эти «ключи», да и просто радоваться тому, что живешь.

Лично на меня подобное воздействие оказала в свое время книга Э.Портер «Поллианна». Бальгар более взрослый, и периоды тоски у него бывают, а сказки его не всегда имеют счастливый конец, но позитивная встряска, которую оказывают «Осколки чего-то красивого» - похожа.

2. http://www.livelib.ru/review/219954

Бальгар - это краснокнижный такой студент, который любит биологию, с удовольствием учится, равнодушен к клубняку и алкоголю и считает, что любовь должна начинаться с дружбы. Вообще, дела у него идут не ахти: работать надо, за съемную комнату платить надо, учиться надо, и мяса хочется, а хватает только на картошку, да и вообще денег вечно нет. Но он эту жизнь в своем дневнике преподносит как увлекательное приключение с поиском ключей к сказкам. А сказки у него здоровские. Красивые, воздушные такие, с глубоким подтекстом. И очень человечные - детям читать можно.
Кстати, бальгаровские сказки можно купить отдельным сборником, без дневниковых записей самого сказочника.

3. http://www.livelib.ru/review/218612

Это сетевой дневник персонажа со странно-завышенной самооценкой и склонностью к пространным размышлениям о собственной необычайной судьбе с постоянным вопросом: "Почему же я такой особенный".
Но есть в этой книге и осколки чего-то красивого - сказки. Тонкие, умные, интересные и прекрасные сказки. Ради них стоит прочитать книгу.

 

"Книга замирских легенд", отзывы:

1. http://bookmix.ru/review.phtml?rid=69593#review

104 рассказа в различных жанрах – от сказки до космооперы. Казалось бы, что у них общего? Скорее всего, тому, кто не читал «Осколки чего-то красивого», «Книга замирских легенд» покажется просто сборником рассказов и мини-повестей, через которые красными линиями проходят несколько тем.

Но если связать «Книгу…» с «Осколками…» - дневником сказочника, чье имя стоит и в заглавии сборника, то картина становится полной. Попробую описать здесь, какой она представилась мне.

Вот основные линии книги:

1. Бальгар – ГГ «Осколков…» - современный язычник. Его увлекает тема могущества стихий, божественности; к чужим религиям он испытывает временами то любопытство (и тогда они появляются в его историях под разными углами зрения), то отторжение: «Все монотеистические религии очень жестоки».

Из религиозных рассказов «Книги…» мне больше всего нравится «Поход за истинной верой», где безымянные поначалу персонажи обозначены как Язычник и Христианка. В конце путешествия, когда они стали лучшими друзьями, Язычник дарит Христианке телефонную карту и говорит, что по ней с любого телефонного аппарата каждый может позвонить своему богу. И она звонит...

Также хороша в этой категории «Сказка о потерянных крыльях» - о боге и его сыне, который заселяет свой первый мир.

Вообще, с темой богов автор обращается очень вольно, и в некоторых рассказах урок богам преподает смертный.

2. Судьба. Эта тема тоже часто встречается и, согласно авторскому виденью, только определенные точки ее неподвижны: их-то и можно точно предсказывать, а путь между ними – на совести человека. Рассказов, где эта тема так или иначе присутствует, очень много. Из этой категории мне больше всего нравится «Остров выбора» и его продолжение «Возвращение на остров выбора» - история о маленьком острове, где живет и воспитывается всего один человек, который по достижении совершеннолетия должен выбрать один из двух берегов. На одном живут северяне, на другом – пустынники. В назначенный час каждая сторона отправляет за островитянином делегацию. Если тот отказывается, то начинается битва и победившая сторона забирает его как пленника. Как вывернуться из тисков такого выбора? Оказывается, способ есть, правда, за все придется платить.

3. Добро и зло. Мне кажется, именно приверженность Бальгара к язычеству, где боги – это стихии, могущественные, но не злые и не добрые по своей натуре, дает эффект равновесия во всех его рассказах. Почти все бальгаровские истории неоднозначны, нельзя с определенностью сказать, является персонаж положительным или отрицательным, хорошо все закончилось или плохо. В грустных концовках есть надежда и капля радости, а в радостных – подводные камни, не видимые, если смотреть поверхностно, и капля грусти. Это я почему-то ценю особенно.

В этой категории мне особенно понравились рассказы «Мраморный кот», «Бронзовка», «CDROM», «Приманка для души». Последний – научно-фантастический, об ученом-генетике, который определил короткую последовательность генов, отвечающую за то, чтобы приманить в тело определенную душу, и о том, какое применение он нашел своему открытию.

4. Любовь

Эта нить мне нравится больше всего. На протяжении «Книги…» автор исследует это чувство, смотрит на него с разных сторон и порой ныряет очень глубоко. Любовь в бальгаровских рассказах это не система взаимоотношений, а нечто, стоящее рядом с просветлением. Также это не всегда счастье, или счастье, но пополам с горем, как, например, в «Возвращении на Остров выбора» или «Черном ангеле».

5. Абсурд

В «Книге замирских легенд» есть и абсурдные, почти психоделические вещи, которые будут выглядеть странно в отрыве от книги, но в ее составе играют свою особую роль, смешивая невозможное и как-то… сдвигая восприятие, что ли, выхватывая читателя из реального мира, как котенка за шиворот… не знаю, как объяснить. На меня они почему-то оказали такое действие. Это «Летающие крокодилы», «Мальчик под большим зонтом», «Ковровые бомбардировки» («...Две недели продолжались ковровые бомбардировки. С неба летели мохнатые персидские ковры») и другие.

Еще что хочу отметить, так это емкость рассказов. В «Осколках…» один из персонажей говорит Бальгару, что он транжира, потому что делает маленький рассказ из идеи, из которой кто-нибудь другой развернул бы целую книгу. Действительно, почти все бальгаровские рассказы такие. Каждый – как концентрат большой истории. А все вместе, собранные в книгу, и вовсе представляют собой пропасть в какой-то удивительный мир. Падаешь – и дна не видишь. А дочитав, возвращаешься к началу и отыскиваешь новые связи, путешествуя по старым тропам, видишь то, что было пропущено при первом чтении, или и вовсе воспринимаешь некоторые рассказы иначе.

Вот такая она, «Книга замирских легенд». Огромное полотно, сшитое из 104 кусочков. Окно в бальгаровское Замирье.

 
Осколки чего-то красивого - дневник Бальгара

-

Книга замирских легенд